1 августа. Память преподобного Серафима Саровского

Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. Его имя широко известно по всей Русской земле и даже за её пределами. Это не связано с большой популярностью святого во время его земной жизни, к слову А.С. Пушкин, живший в то же время, ничего о нём не знал; преподобный Серафим наоборот, находясь в своей маленькой келье в нескольких километрах от Саровской пустыни, старался избегать всевозможные контакты с теми, кто бы мог его отвлечь от непрестанного стояния перед Богом. Связано же это с тем, что человек по своей природе стремится постичь, или хотя бы приблизиться к тому, что есть Источник всякой жизни, а преподобный Серафим стал еще во время своего земного пути носителем благодати Святого Духа, от чего по его ходатайству по сей день приходят множественные чудесные благодеяния для молитвенно обращающихся к нему.

Родился он 19 июля 1754 года. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный впоследствии всю жизнь носил на груди. После этого Прохор с паломниками отправляется пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Один русский философ Серебряного века, В.В. Розанов замечает, что аскетизм одолевает человека в юношестве, и подлинные монахи есть те, кто открыл это стремление в раннем возрасте, преподобный Серафим же, будучи ревнивым юношей (15-16 лет), паломничал к Киево-Печорским старцем (группа людей, которая плотничала с ним — четверо стали монахами), т.е. вот эти места, централизующие в себе духовную монашескую среду имеют влияние и, что самое главное, поддержку всякого, кто с таким начинанием/рвением пришел туда. 

После этого путешествия Прохор, по благословению тамошнего старца Дионисия, отправляется в Саровскую пустынь и спасается там. 

В первые же годы своего пребывая в Саровской обители молодой Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение своего нового духовного наставника старца Иосифа в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

Пробыв 8 лет лет послушником, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим и вскоре стал иеродьяконом, а впоследствии — иеромонахом. После смерти своего духовного наставника преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, соорудив в нескольких километрах от обители себе небольшую келью. 

Через некоторое время, видя огромные духовные подвиги преподобного, в эту небольшую келью стали стекаться большие массы мирян в надежде получить ответ на волнующие их вопросы духовной жизни и молитвенную поддержку старца. Что интересно, отделение от среды не только светской, но и от среды духовной/монастырской, позволяет старцу проникнуть в сердце всякой русской души всякого времени, и от этого в его келью в то время была проложена большая тропа. 

Однако долго выносить это бремя преподобный не смог и, через некоторое время он отстранился от принятия мирян и монахов и, помолившись, взял на себя подвиг столпничества. Однажды разбойники, думая что всякий популярный старец очень обеспеченный, вломились к нему в хижину, но обнаружив там только несколько полугнелых кортофилен, жестоко его избили и убежали. Из-за тяжелых травм Серафиму пришлось вернуться обратно в обитель, где он через некоторое время недолго принимал к себе в келью мирян и отвечал на письма. Видя письмо, которое ему приходило, он, не распечатывая его, писал ответ, обладая даром прозорливости.  Его ответы, надо сказать, были не всегда утешающими, об этом свидетельствует история с купцом Мантуровым, который был первый исцелен преподобным, а потом, по прошествии нескольких лет, когда этот купец пожертвовал все свое состояние на Церковь, старец призвал его сестру и сказал, что «хочу дать тебе послушание», девушка ответила, что готова принять любое послушание от святого, а старец же сказал, что дает ей послушание умереть, потому что «её брат болен и нам все еще нужен, и если ты возьмешь на себя подвиг это послушания, твой брат будет жить и еще послужит Церкви». 

Скончался преподобный 2 января 1833 года, утешая своих чад словами: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *