9 августа. День памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Ныне Святая Церковь празднует память Великомученика и Целителя Пантелеимона. Этот святой прославлен в лике угодников Божьих еще в первые века существования Христианства, потому что он сам жил на рубеже III-IV вв., неся на своих плечах непростой подвиг врачевания, и у него это очень хорошо получалось, потому что за исцелением всякого больного он молитвенно прибегал к помощи Божией. Став еще в молодом возрасте очень популярным, Пантелеимон попал в императорский двор, тогда царствовал в Римской Империи император Максимиан, которому сильно понравился молодой врач. Но, из-за того что в юноша своим подвигом проповедовал веру во Христа, Максимиан быстро поменял к нему отношение, т.к. Пантелеимон тем самым подрывал авторитет всей элиты, исповедовавшей римское язычество. Так, через казнь отсечения главы, святой удостоился мученического венца. 

Целитель Пантелеимон — один из немногих святых, которые столь быстро даже при жизни своей были прославлены, а имя его до сих пор живет в памяти верующих, всегда прибегающих к его молитвенной помощи при всякой болезни. Именно о таком угодничестве и говорил Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам притчей: «…хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов» (Мф 25:17). Под словами «десять городов» Спаситель имеет в виду прославление на весь мир, как ранее великомученик Пантелеимон врачевал в небольшой Никомедии, а теперь же врачует души и телеса всех верующих, и имя его прославляется не только в христианских религиях, но и во многих других, потому что святой, как истинный бессребреник, не откажет в помощи никому, как он не отказывал при своей жизни, исцеляя язычников. 

Целитель Пантелеимон своим образом являет настоящего и совершенного врача, как бы в своем прославлении и святости показывая идеал того всякого, кто берет на себя подвиг этого самого врачевания в любой области, будь то хирург, терапевт или стоматолог — они все связны одной целью — исцелить человека. И, вот, в старинной иконографии святой изображается с ларцом, в котором находится 5 жемчужен, окрашенных в разные цвета. Эти жемчужины в раскрытии своей символики несут смысл тех качеств, которыми должен обладать всякий врач. 1-я символизирует сам навык врачевания, без которого нет смысла прибегать к помощи больному (современным языком — профессионализм); 2-я — сознание собственной ограниченности, то есть не всякое исцеление во власти человеческой; 3-я — молитвенное доверие Богу, т.к. не уповая на его божественную силу тварь не может исцелить другую тварь — все прославленные врачеватели говорят о том, что они есть лишь инструмент, которым Бог исцеляет человека; 4-я жемчужина символизирует бескорыстие, потому что во всяком лечебном процессе не должно ставить в приоритет собственную выгоду, так как от этого внимание на больного уменьшается и, следовательно, вероятность вылечить также сильно падает; и 5-я жемчужина, по словам проповедников, символизирует человеколюбие, без которого не то что лечить/исцелять, но и жить с ближним становится слишком тяжко. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *