Неделя о расслабленном

Четвертая неделя по Пасхе посвящается воспоминанию о об исцелении Христом расслабленного. Евангелие от Иоанна так свидетельствует о событии праздника: “…Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел…” 

Не есть ли народ, собравшийся вокруг Овчей купели, образ мира, не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда? Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена и парализована, его населяют слепые — ибо не имеют способности различать между добром и злом; хромые — ибо не находят в себе сил следовать путем правды Божией; иссохшие — ибо закоснели во грехе, унынии или отчаянии. Телесные страдания в их земной жизни ниспосланы им во исцеление душевных язв. Ведь, по слову святого Феофилакта Болгарского, “здешние страдания суть вразумления, а тамошние — наказания”. 

И все же Спаситель считает нужным вопросить расслабленного: точно ли тот желает исцеления? Вопрос только на поверхностный взгляд кажется излишним, потому что Вопрошающий побуждает им каждого исследовать природу своей немощи, укорененной в греховной жизни. Готов ли ты отречься себя, чтобы, облекшись в нового человека, возродиться душою и телом? Тогда встань и ходи, говорит Христос. 

Расслабленный грешник ни на мгновение не усомнился в божественной власти Иисуса сотворить над ним чудо, воздвигнув от одра болезни. И был вознагражден исцелением. “Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. Эти слова не только изъясняют, хотя и косвенно, что истинную причину недуга следует искать в прежде совершенном грехе; и не только отеческое предостережение на будущее заключено в них. 

Явственно звучит в этих словах Господа призыв к ответственности человека за свою жизнь и за спасение души. Ибо умерев за род человеческий, Христос возложил на человека единственный долг: жить по закону Его. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *