Об апостольском посте

День Пресвятой Троицы через семь дней после празднования предваряет пост, который разные благочестивые традиции именуют по-разному. В ранней новозаветной Церкви этот пост именовался «Апостольским», а позже — по мере распространения евангельской проповеди и образования новых церквей — «Петровским» или постом «Петра и Павла». Но какие бы названия не имел этот пост, главный смысл его остается единым. Лев Великий объясняет, что «…после продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа». Существует еще обычай отводить этот пост только тем, кто по тем или иным причинам не смог поститься во время Великого Поста перед празднеством Светлого Христова Воскресения. Однако, устав, регламентирующий внутрицерковную жизнь христианина, предписывает поститься в этот период всякому верующему. 

Чтобы объяснить богословский смысл этого поста и его необходимость в быту каждого верующего, надо обратить внимание на богослужение тексты, читаемые со дня Пасхи Христовой до недели Всех Святых, которая следует после Пятидесятницы. Как видно, прежде всего в апостольском чтении, на каждой литургии читаются зачала из книги Деяний святых апостолов, то есть вместе с прославлением Воскресения Христова освещаются те события, которые происходили с апостолами в самом начале их проповеди, так, эти же упоминания можно было услышать и на вечерних богослужениях в текстах стихир, тропарей канона и др. Как пишется в посланиях, апостолы только лишь предварительно «совершив пост и молитву» (Деян 13:3), то есть ‘очистив свою душу’, отправлялись на проповедь, или совершали многие знамения и исцеления. Более того, со дня Вознесения Господня до Пятидесятницы, апостолы также пребывали в посте и молитве, ожидая Утешителя, о Котором им говорил им Спаситель (Ин 15:26). Еще Священное Писание повествует о том, что Иисус Христос в течении сорока дней прибывал со своими ученикам, являясь им, а намного ранее, еще во время Его проповеди, Он объяснял фарисеям вопросившим Его «почему Твои ученики не постятся» словами: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк 5:34). И это все связывается воедино именно в Апостольском посте. Именно поэтому каждый христианин, подражая святым апостолам, не воздерживается от пищи до Вознесения, потом же богослужебный устав устанавливает седмицу до недели «Всех святых» как подготовительную/сплошную (то есть на которой благословляется вкушение скоромной пищи во все дни седмицы), и после этой подготовительной недели всякий верующий совершает пост до дня памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *