Неделя 3-я по Пятидесятнице. Память свт. Ионы, митрополита Московского 

Поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Известно, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор.

Но Церковь Русская не приняла унии, и когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в свой кафедральный собор — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона.

Известно, что святитель Иона был человек святой жизни, и знаком его святости являются нетленные мощи. Но что есть путь святой жизни? На богослужении, посвященном памяти святителя, прочитываются замечательные слова Спасителя из Евангелия от Иоанна: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин 10:9).  Дверь — это некий символ начала пути, и Господь есть дверь для всей человеческой жизни. Однако, куда ведет эта дверь? — в то пространство, которым является сотворенный Им мир, и Господь предлагает каждому войти через Него в этот мир. Он предлагает начать путь — путь жизни — через Него.

Мы знаем, что в современном обществе существует множество критериев. Люди отказываются от самого понятия истины, заменяя его плюрализмом человеческих взглядов и убеждений. Человека убеждают в том, что истины вообще не существует, что нет универсального критерия различения добра от зла, а имеется множество человеческих истин. Но если существует множество истин, значит, истины нет вообще. И для того, чтобы не соблазняться, говорит Господь: «Я есмь дверь». Не та дверь, что справа или слева, а единственная Божественная дверь, и только тот, кто пройдет этой дверью, спасется.

В такую дверь вошел и святитель Иона, которым своей жизнью и явил всей Русской Церкви это особое и единственно истинное пространство Правды Божьей. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *