Неделя 8-я по Пятидесятнице. Память Пророка Илии

Имя Илии пророка знакомо каждому, это связано с массой народных преданий, которые сформировались в своей исторической перспективе в т.н. преданиях, связанных с грозой, с тем, что пророк в день своей памяти явится грозой и дождём, что он строгий и наказывает всякого нечестивого и т.п. Между тем, пока фигура Илии пророка приобрела такие по своему роду фольклорные черты, она сильно важна для иудейского народа, а впоследствии и для всякого христианина. 

Он потрясал далеко не русских людей, в Израиле очень рано сложился отдельный культ пророка Илии. Например, в обряде обрезании ставилось отдельное седалище для пророка, т.к. его присутствие (пусть даже и незримое) казалось неотъемлемым в таинстве единения нового человека с его народом, с его Верой; также и на пасхальном сидере всегда чаша вина ставилась на стол, из которой никто не пил, она была предназначена для пророка.

Илия в своем жизненном пути явил настоящий образец преданности Богу. Он был одним из странствующих аскетов, которых на все века было много по всему миру. Но отделяло ото всех его неприкаемое доверие Богу, он был назореем, носил — подобно Иоанна Предтече — кожаный пояс на чреслах своих и милоть, которая потом досталась его ученику — пророку Елисею. В IX в., после разделения Иудейского царства, для того чтобы евреи меньше тянулись к Иерусалиму, местные жрецы воздвигали свои святилища. Из-за подобных автономий иудейский народ стал сильно удаляться в своем внутреннем осмыслении от истинной Веры и Бога, предпочитая ему своего местного. 

Когда Сидонский царь Ахав женился на сидонской принцессе, в Израиле было забыто поклонение Единому Богу из-за широкого к тому времени. Это отхождение в язычество объясняется тем, что поклонение Баалу требовало от человека лишь совершения определенных ритуальных обрядов, но не требовало нравственного перерождения человека, что являлось более простым в исполнении по сравнению с Единым Богом, который требует от человека постоянного совершенства и стремления к Нему. Когда же народ отошел, Бог посылает Илию к царю Ахаву сказать, что Он заключает небо, и не будет дождей доколе не будет поклонения Истинному Богу. Пророк объявляет об этом, и наступает страшная засуха на несколько лет. Через некоторое время посланник божий вновь приходит к царю и призывает собрать весь народ на гору для принесения жертвы и поклонения Единому Богу, но с неким условием, требующим чтобы языческие жрецы принесли свою жертву, а Илия свою, и чьим богом жертва будет принята, тот есть истинный. Далее на страницах Священного Писания разворачивается известный сюжет, как на горе Кармил языческие жрецы приносят жертву Баалу, Илия — Единому Богу, и перед лицом всего народа и царя Израиля пророк божий одерживает победу над жрецами тем фактом, что их жертву их бог не принял, а жертву Илии Бог возжег не смотря на то, что пророк попросил облить водой дрова для попаления. Таким образом была вновь восстановлена единая Веря для поклонения Истинному Богу. 

Как известно, Илия известен и многим другими чудесами, но что отличает его от других множественных угодников Божьих — он не познал смерти. Он вознесся на огненной колеснице на Небо живым, то есть его пророческая миссия в пространстве материального мира не закончена, только один праотец до него удостоился такого же окончания своего земного пути — Енох. Многие толкователи отводят этим двум лицам ту миссию, которую описывает книга Откровения, в моменте, когда придет Антихрист, появляется два мужа «не знающие смерти» и станут своей проповедью обличать его, призывая людей, чтобы не прельщались им. 

Проповедь и земной путь пророка Илии являет огромный пример настоящего доверия Богу, такое доверие даже можно называть истинным, потому что даже когда весь израильский народ был склонен к язычеству, пророк все равно находил в себе силы и только своим упованием на Божию помощь смог возратить потерянных овец к своему истинному Пастырю и Отцу: «Щедрый стяжатель даров духовных, не отказавший Елисею в недовольно скромном домогательстве иметь вдвое более тебя! Не откажи и нам дерзновенно просящим: ходатайствуй пред Богом твоим и нашим о усугублении благодати празднующим день твой вместе с тобою молитвою и воздержанием, или, с препитавшею тебя вдовицею, делами человеколюбия и милосердия. Но и на тех, которые не постигают еще высоты и чистоты твоего праздника, низведи от благопослушливаго тебе неба не огнь гнева пожирающий, но свет благодати просвещающий, да и сии наконец путем истины и правды приидут в гору Божию святую, и вселятся в ней во веки». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *