Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о виноградарях

На воскресном богослужении было прочитано известное зачало из Евангелия, где евангелист Матфей повествует о том, как Христос обратился к народу с притчей, которая впоследствии именуется «Притчей о виноградарях»: 

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 21:33-42)

Очевидно, что сказанное Божественным Учителем в своей символике носит пророческий характер: Хозяин — Бог Отец, посылаемые слуги за плодами — ветхозаветные пророки, судьи и патриархи, а убиенный Сын — Иисус Христос. И это не есть специальный шифр, предназначенный только для исследователей/богословов — нет, Спасителя все Его окружавшие прекрасно понимают, и даже «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа» (Мф 21 45:46). 

Можно ошибочно полагать, что произнесенная притча относится только к еврейскому, богоизбранному народу, которого Господь Бог на протяжении всей ветхозаветной истории хранил от всяких бед и скорбей, посылая избранных Им людей. Но тогда не было бы смысла ее произносить с амвона перед царскими вратами на богослужении сегодня. В том есть особенность текстов Священного писания — они актуальны всегда и везде и напрямую относятся к каждому человеку. 

Всякий пришедший в лоно Святой Церкви исповедует себя верующим христианином, манефестируя это произнесением Символа Веры, то есть подтверждает, что, пройдя через таинство Крещения, обещается хранить истинную Веру, доказывая образом своей жизни таковое. И это есть огромное обязательство — подвиг, или даже крест, который человек добровольно берет на свое плечо, чтобы идти за Христом. Таким образом принявший Веру становится своего рода «виноградарем», возделывающим виноградник своего Хозяина. Но, как оно часто случается, мирская суета в виде тленных страстей слишком быстро соблазняет и похищает душу христианина, и человек, подобно ветхозаветному еврею, становится тем, кто видит в Вере только лишнее обременение, или (что еще страшнее) начинает Ею прикрывать свои корыстные интересы. И когда Господь стучится в дверь души такого человека, он лишь отмахивается неприкрытыми отговорками, подобно евреям, изгонявшим Моисея предлагающего им спастись от бремени рабства, потому что в Египте они уже прижились, а в пустыни — неведомо что. 

Воплотившийся же Спаситель в этой притче предстает невинной закланной жертвой от рук собственного народа, и это есть самая последняя и страшная ступень отвержения Бога — проповедовать себя распинающим Сына Божьего, потому что земные/материальные богатства соделались чем-то более ценным… 

Иисус Христос завершает в притчу пророческим наказанием евреям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43), а в Великую Пятницу, когда в литургической практике вспоминается Распятие Сына Божьего, одна из стихир провозглашает: «Егда на Кресте пригвоздиша беззаконнии Господа славы, вопияше к ним: чим вас оскорбих? Или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете, злая за благая? За столп огненный, на Кресте Мя пригвоздисте: за облак, гроб Мне ископасте: за манну, желчь Мне принесосте: за воду, оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом», — слова «прочее призову языки» на современном русском языке осмысляются как «другие призову народы», то есть Иисус Христос вручает право хранения Истинной Веры «прочим» народам. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *